Вопрос по предмету Литература 18.09.2020:

Пастернак тишина анализ

  1. eidolons Ответил: eidolons

    Решено

    Одной из особенностей лирики Б.Пастернака является такой способ организации художественного мира, при котором лирическое я, не материализуясь в качестве четко выраженного героя, обретает бытийную плотность опосредованно, через факты описываемой действительности в последовательно реализующейся структуре субъектнообъектного тождества.При этом система образных отождествлений субъекта с явлениями объективного мира оказывается тесным образом связанной с развитием лирического сюжета.В стихотворении Тишина перенос действия с субъекта на предмет изображения осуществляется даже в метатекстуальном смысловом поле ситуации рассказывания.Здесь лирическое я редуцировано.В художественно-событийном плане стихотворения субъект имплицируется как один из участников небывалого случая встречи в лесу с лосихой. Причем именно его сознанием обусловлена процессуальность восприятия. Вначале он апеллирует к некоему слуху, словам других людей: Отсюда, уверяют, лось / Выходит. Затем он сам оказывается свидетелем необычайного события, как бы подтверждая то, что ему рассказывали: Действительно, невдалеке / стоит лосиха.Состояния и впечатления лирического субъекта-наблюдателя передаются другим свидетелям события, которые достигают тем самым субъектной степени событийной активности. Это не он, а деревья в столбняке, иван-да-марья, зверобой, / Ромашка, иван-чай, татарник, / / Глазеют,обступив кустарник.Необычность события подчеркивается тем, что пространство леса наделяется сказочными чертами (дорог развилье, жизнь заворожена,растения опутаны ворожбой).Лирический субъект принадлежен волшебному топосу (он заворожен),поэтому ситуация рассказывания, входящая в состав событийного ряда стихотворения, перемещается в другой топос овраг.Если в лесу,где стоит лосиха, молчанье, тишина, то овраг, напротив, полон благозвучья. Ручей единственный, кто способен рассказать о небывалом случае: он твердит, звенит, оглашает окрестности. В отличие от лирического я,как бы рассыпающегося на множество уподоблений в бессубъектном художественном мире произведения, ручей обретает почти человеческие качества, в частности поэтический дар (он что-то хочет рассказать / Почти словами человека). Таким образом, здесь возникает художественный образ рождения поэзии внутри самой действительности.Мысль о происхождении поэтического видения мира из самой действительности является ключевым положением пастернаковской концепции искусства, сформулированным писателем еще в 1913 году в докладе Символизм и бессмертие.Действительность, доступная личности, проникнута поисками свободной субъективности, принадлежащей качеству. Признаки этих исканий, исходящих от самой действительности и в ней же сосредоточенных, воспринимаются поэтом как признаки самой действительности. Поэт покоряется направлению поисков,перенимает их и ведет себя как предметы вокруг.Это называют наблюдательностью и письмом с натуры.

    Поиск других ответов
    -

Отправить свой ответ

Литература. Похожие вопросы: